Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Хождение по МУПам
26.10.2011

Руководителей муниципальных и государственных аптечных предприятий остро волнует скорое вступление в силу закона № 223 от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По их мнению, разработчики из Минэкономразвития, создавая документ, не учли специфики работы МУП и ГУП на фармрынке, и теперь последние, и без того не ощущающие поддержки от властей, и вовсе рискуют под гнетом требований закона пасть в неравной борьбе с частниками. «Фармацевтический вестник» и НП «Аптечная гильдия» 19 октября провели семинар для представителей госсетей из разных регионов страны, предоставив им возможность самостоятельно задать вопросы главному специалисту-эксперту Минэкономразвития Александру Дыкину. Дискуссия получилась более чем оживленная.

 

Закон № 223 вступает в силу с 1 января, однако комментариев по его применению до сих пор Минэкономразвития не давал. Закон устанавливает единые подходы к системам для естественных монополий, а также компаний, учреждений и предприятий, имеющих в уставном капитале долю государства более 50% и их «дочек». Закон установил, что преимущественными способами закупок являются открытые торги в форме конкурса или аукциона. На заказчика возлагается обязанность прописать положение о закупке в течение трех месяцев с момента вступления закона в силу и утвердить его. Причем в положении можно указывать иные (кроме конкурса или аукциона) способы закупки. В этом случае разъясняется порядок проведения закупки таким методом.

Однако, если в течение трех месяцев после вступления в силу закона заказчик не разместил утвержденное Положение, при закупке ему придется руководствоваться законом № 94 о госзаказе. Причем делать это придется до той поры, пока предприятие не подготовит и не опубликует такое положение.

Муниципальные предприятия или автономные учреждения с долей участия муниципального образования не менее 50% получат отсрочку в разработке положения о закупке до 1 января 2014 г. С 1 января 2013 г. до 1 января 2015 г. планы закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещаются заказчиками на официальном сайте на трехлетний срок.

Александр Дыкин довольно скоро перелистал слайды презентации, объясняя новации закона. Однако скоро представители ГУП и МУП его прервали и предложили подискутировать.

Например, собравшиеся оказались не согласны с тезисом г-на Дыкина о том, что документ нацелен на информационную открытость, борьбу с дискриминацией участников и необоснованными ограничениями конкуренции.

Наоборот, по словам участников семинара, закон не учитывает специфику осуществления закупок лекарственных средств и ставит коммерческих игроков в заведомо более выгодное положение на торгах. В частности, участники встречи обращали внимание, что лекарственный ассортимент аптечного учреждения достигает 7 тыс. наименований и 5 тыс. наименований сопутствующих товаров. «Согласно закону я должна на это количество наименований составить план закупок на год. Но поймите, я существую в рынке, и спрос на рынке регулируется множеством факторов: активностью производителей, заболеваемостью, активностью врачей и многими другими факторами. При этом я еще участвую по 94-му в закупках. Как мне составить в таких условиях план закупок на год, как того требует закон?» «Ну вы же знаете потребности. Можете сравнить с текущим годом и понимать, что 10 пачек цитрамона разойдутся», — чем мог парировал Александр Дыкин, но практиков рынка не убедил.

Дыкин А.Ю.

Закон, впрочем, подразумевает способ обхода избыточного, по мнению участников рынка, требования заблоговременно формировать план на закупку препаратов. Однако и он чрезвычайно неудобен. Ст. 15 закона позволяет не размещать на официальном сайте предприятия сведения о закупке, стоимость которой не превышает 100 тыс. руб., т.е. не проводить торгов, а закупать через запрос котировок. А если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке,стоимость которых не превышает 500 тыс. руб. «У вас в любом случае нет понятия одноименности. Вы можете заключить контракт с единственным источником и купить на 100 тыс. цитрамон, на 100 тыс. — димедрол и на 100 тыс. — новокаин. Вы можете в день хоть 10 раз проводить торги и закупать препараты», — советовал Александр Дыкин.

Но представителей госкомпаний совет смутил. «А если мне в срочном порядке нужно купить на 5 млн руб. одно наименование, сколько процедур мне предстоит выполнить? — интересовался один из участников встречи. — Если мы все поголовно начнем использовать такой способ обхода этого странного закона, нами рано или поздно контролирующие органы заинтересуются. А если будем действовать по закону, выпадем из системы торгов полностью. Кто нас заменит? Вы знаете, что ГУП и МУП — единственные проводники лекарственного обеспечения на большей части территории страны. Нас обязывают работать там, куда частник не пойдет».

Александру Дыкину утешить участников встречи было нечем, хотя участники рынка были благодарны ему за готовность к диалогу. Он подтвердил, что тормозить вступление в силу закона в министерстве не намерены, равно как и размещать комментарии к нему в ближайшее время.

Впрочем, представители государственных и муниципальных сетей на хорошее в ближайшем времени не рассчитывают и ждут роста расходов и убытков в связи с выходом закона. Как минимум, новые правила потребуют расширения штата юристов и бухгалтеров и увеличения документооборота. А еще новый закон дает повод заглянуть в госсети контролерам из ФАС и прокуратуры. «Получается, «кошмарить» бизнес нельзя, а вот государственные предприятия можно», — резюмировал один из участников семинара.

 

Елена Маркина,

фото Оксаны Добровольской

«Фармацевтический вестник» № 34 (650) 25 ОКТЯБРЯ 2011 г.