Ситуация вокруг Росздравнадзора была в центре внимания всей отраслевой общественности на протяжении последних полутора лет. Кроме того, в 2010 г. после вступления в силу Закона «Об обращении ЛС» произошло перераспределение полномочий между Росздравнадзором, Минздравсоцразвития и Минпромторгом России. Врио руководителя Росздравнадзора Елена ТЕЛЬНОВА рассказала о деятельности Росздравнадзора, а также об острых вопросах фармацевтического рынка.
— В течение прошлого года в текущем году проводимые Росздравнадзором инициативы и ситуация вокруг ведомства были в центре внимания всей отраслевой общественности. В частности, с процессом регистрации предельных отпускных цен на ЖНВЛП участники рынка связывали массу сложностей, говорили о кардинальной ломке миропорядка в отрасли и о коллапсе системы лекарственного обеспечения. Рынок, правда, не рухнул. Но как себя зарекомендовала эта мера?
— Росздравнадзор изначально предупреждал, что никакого коллапса на фармацевтическом рынке не будет. Много было разговоров о том, что производители не придут регистрировать цены на лекарственные препараты, что будет дефицит. Однако все прошло в штатном режиме, практически все пришли. В период с 10 января до 1 сентября удалось зарегистрировать более 5 тысяч цен на 92% МНН, выделенных в Перечень ЖНВЛП. Регистрация цен — это элемент в создании условий, обеспечивающих доступность лекарственных средств для пациентов. Причины для введения регистрации цен были веские. В период кризиса, в конце 2009 г., было зафиксировано значительное повышение цен на лекарственные препараты. Отдельные СМИ отмечали, что стоимость некоторых из них возросла на 20%. Росздравнадзором был организован мониторинг цен и ассортимента. Сама же регистрация началась с 10 января 2010 г. и проводилась нашей службой включительно по 31 августа. Таким образом, к 1 апреля 2010 г. было зарегистрировано 5762 цены на лекарственные препараты, а по состоянию на 31 августа 2010 г. — 7731 цена.
— Росздравнадзор пристально следит за ценами на ЖНВЛП с разгара финансового кризиса, проводит постоянные мониторинги. Как изменилась ситуация с ценообразованием, если сравнить данные по 2009 и 2010—2011 гг.?
— Мы ведем мониторинг с середины 2009 г., причем сначала он проводился в тестовом режиме. Сейчас ежемесячно на нашем сайте публикуется объемный справочник по результатам мониторинга. Считаю, что мониторинг — очень действенный инструмент, ведь за результатами происходящего в стране могут следить все: от сотрудника аптеки до губернатора или уполномоченного представителя президента. Читают отчет и в правительстве. Были случаи, когда и премьер, и президент задавали конкретные вопросы по ситуации губернаторам. Результат мониторинга — это стабилизация уровня цен на препараты, входящие в Перечень ЖНВЛП.
Надо отметить, что резкие скачки стоимости препаратов с того момента, как мы сделали всю процедуру ценообразования в регионах наглядной и прозрачной, нами не зафиксированы.
В прошлом году практически во всех субъектах РФ наблюдалось снижение цен. Если говорить о текущем годе, то сейчас имеют место колебания в пределах 1% в ту или иную сторону. Мы, если честно, ожидали большего повышения цен, в связи с тем что по этому году в цену закладывалась инфляция на уровне 8%. Вместе с тем рост цен не превышает 1%.
— Нередко участники рынка говорили, что госконтроль в розничной сфере, особенно после того, как во время кризиса в аптеки стали чаще заглядывать прокурорские работники, стал избыточным.
— За прошлый год Росздравнадзор провел 831 проверку розничного сегмента рынка. Мы заглянули почти к 650 юрлицам и индивидуальным предпринимателям. В текущем году мы уже провели 319 проверок. Много это или мало? В год удается проверить 12—25% существующих на рынке аптек. Так что не слишком часто мы отвлекаем аптеки от работы.
Не стоит забывать о выходе ФЗ-294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)». Теперь заранее происходит планирование контрольных мероприятий, плановые проверки утверждает Генпрокуратура. Соответственно, все проверки заранее известны, информация о них вывешивается на сайте, то есть к проверке можно подготовиться. В прозрачности процедуры есть свои плюсы и минусы. Кто-то, готовясь к проверке, исправляет недостатки. Однако бывают случаи, когда розничные операторы, узнав о визите контролеров, начинают прятаться, «заметать следы»: меняют свое название, закрываются, не пускают проверяющих. И таких фактов много.
Практически каждое четвертое учреждение имеет те или иные недостатки. В 58% проверенных аптек не соблюдают условий хранения. Бывали случаи, когда, выходя на проверку, отмечали отсутствие объекта по адресу — аптека или склад открывались лишь под определенную сделку. Наибольшее число нарушений связано с неправильным отпуском лекарственных препаратов. Провизоры отпускают без рецепта препараты, не контролируется администрацией аптечной организации или учреждения отпуск спиртосодержащих и кодеинсодержащих препаратов. Данные нарушения есть практически в каждой проверяемой аптечной организации.
— Действительно ли рынок — в первую очередь розничное и оптовое звено — по-прежнему нуждается в столь пристальном внимании со стороны самых разных госорганов? Какого рода нарушения со стороны бизнеса не искореняются, невзирая на постоянный контроль?
— Мы никого не запроверяли! В прежние времена проверок было значительно больше. Причем они носили неконтролируемый со стороны прокуратуры характер. Сегодня ни один контролер просто так не может выйти на проверку, так как результаты дан ной проверки тут же можно оспорить. Сегодня все направлено на то, чтобы дать бизнесу возможность спокойно работать. Но, на мой взгляд, проверки должны способствовать исправлению нарушений. А у нас многие живут от проверки до поверки, и в промежутке делают, что хотят. Нужно помнить: у нас с вами не магазин, у нас с вами аптека! И нельзя допустить ее превращения в обычную торговую точку. Поэтому вопросу мы работаем и с общественными организациями. Какие-то ассоциации нас понимают, как, например, НП «Аптечная гильдия», которая выступила с обращением к аптечным учреждениям, чтобы те вспомнили, что аптека является учреждением здравоохранения и должна соблюдать установленный порядок отпуска лекарственных препаратов. Бесконтрольный отпуск антибиотиков привел к тому, что сегодня мы имеем устойчивые к антибактериальным препаратам формы заболеваний. Все об этом говорят, специалисты об этом знают, но продолжают отпускать рецептурные препараты без рецепта. Провизор придерживается мнения: «А как же я сегодня не отпущу? Товарооборот я сделаю на 200 рублей меньше». А что важнее? Товарооборот? Врач должен назначать препараты. Мы же постоянно слышим, что нет рецептурного бланка. Дело ведь не в бланке. Что такое рецепт? Это обращение врача к фармацевту. Он может быть выписан на бланке, а может — и на обычном листе.Но прежде всего врач должен выписать препарат, учитывая его назначение, дозировку, особенности организма, сопутствующие заболевания, побочные действия и т.д. Те же самые нарушения характерны и для оптового сегмента. Прежде всего это несоблюдение условий хранения. Отрадно, правда, что количество «фантомных» оптовых компаний уменьшилось. У нас был один год, когда мы в основном занимались вычищением регистра. Сейчас в оптовом звене компаний-однодневок почти нет. Аналитики говорят, что новации в системе лекарственного обеспечения повлияли на рынок. Но ведь количество оптовиков не сократилось. Количество дистрибьюторов варьируется и составляет около 2,6 тысячи компаний. То есть оптовые компании приспособились к новой системе. Ничего на рынке сверхъестественного не произошло.
— Розничный и оптовый сегменты многие называют пресыщенными. Есть ли смысл государству ограничивать их развитие?
— Никто не собирается искусственно решать вопрос о сокращении или увеличении оптовых структур. Если говорить об увеличении, то, на мой взгляд, увеличивать количество не нужно. Рынок сам со временем, пускай и дольше, чем в европейских странах, придет к оптимальному количеству дистрибьюторов, и будет ясно, кто нужен. Не считаю, что государство должно влиять на данный процесс. Что касается розницы, то, наверное, 60 тысяч аптечных учреждений не предел. Количество аптечных организаций будет увеличиваться. В настоящее время все работают над проблемой улучшения лекарственного обеспечения в сельской местности. Около 12 тысяч ФАПов уже получили лицензию на фармацевтическую деятельность. По оценке субъектов, количество ФАПов должно быть в два раза больше.
— Президент Медведев на Петербургском экономическом форуме заявил о снижении страховых взносов с 1 января 2012 г. до 30%, а для малого бизнеса производственной и социальной сферы— до 20%. Эта новость обрадовала многих в предпринимательских кругах, в том числе тех, кто работает на фармрынке. В начале этого года отраслевые лоббисты и руководители аптечных сетей говорили о том, что увеличение налогового бремени негативно скажется на бизнесе и многим придется либо уйти «в тень», либо закрывать аптечные учреждения в связи с падением рентабельности. Как за полгода действия повышенных страховых ставок изменилась ситуация с количеством аптечных учреждений в отрасли?
— По нашим данным, количество аптек не сократилось. За I квартал было открыто 4614 объектов, а закрыто 472. Что бы там ни говорили отраслевые ассоциации и представители бизнеса о негативных последствиях увеличения налогового бремени, полнотой данных они не владеют, поскольку объединяют далеко невесь розничный рынок. Сегодня нет ни одной ассоциации, которая бы объединяла все аптечные учреждения. Может, у них там кто-то и закрылся, но в целом ситуация такова: закрылось в I квартале всего 472 аптеки, при этом больше 4 тысяч открылось. Чтобы рентабельность была положительной, надо не только плакаться и просить снизить аптечным учреждениям налоговое бремя или страховые взносы, но и заниматься аптекой. Аптека является хозрасчетным учреждением, следовательно, руководителю надо работать над снижением издержек, работать с ассортиментом. Вопрос по снижению налогового бремени мог бы решаться и по-другому, если бы аптека полностью выполняла поставленные перед ней задачи. А что мы видим сейчас? У нас большинство аптек не хочет выполнять свои основные функции: есть желание реализовывать только готовые лекарственные препараты. В стране практически не осталось производственных аптек: большинство аптечных учреждений отказывается от реализации кислорода, психотропных и наркотических препаратов. Так что давайте будем честными: если аптека реализует только ГЛС и лишь единицы отпускают препараты по рецептам врача, то это обычная торговая точка. А сейчас для руководителей аптек все просто: закуплю лекарства, медтехнику, БАД и косметику, все расставлю красиво по полочкам — и получу свою прибыль. Но потребитель в аптеку приходит с надеждой, а у нас никто ни за что не отвечает, не посоветует, рекомендаций не даст, не посмотрит, в какой аптеке можно приобрести препарат при его отсутствии.
— Весной вы, ссылаясь на данные Росстата, отмечали, что ситуация с рентабельностью в розничной сфере несколько иная, чем принято говорить, и в отрасли еще немало игроков, способных показывать хорошуюрентабельность. С какой средней рентабельностью рынок работает сегодня?
— На начало года рентабельность была значительно выше, чем сейчас. На конец 2010 г. средняя рентабельность составляла 1,92%, а по итогам I квартала 2011 г. — 0,16%. На конец прошлого года было больше субъектов, которые имели положительную рентабельность. Для сравнения, на конец 2010 г. положительная рентабельность аптечных учреждений наблюдалась в 60 регионах, а по итогам I квартала 2011 г. — в 51 регионе. Замечу, что показана рентабельность всех активов. Аптека ведь продает не только лекарственные препараты, но и биодобавки, медтехнику.
— В 2010 г. после вступления в силу Закона «Об обращении ЛС» произошло перераспределение полномочий между Росздравнадзором, Минздравсоцразвития и Минпромторгом. В частности, к
Минздравсоцразвития России с осени перешли полномочия по государственной регистрации препаратов. Как для федеральной службы прошло расставание с этими функциями и на какой работе вы и ваши сотрудники сконцентрировали свое внимание, какие задачи ставите перед собой до конца 2011 г.?
— Расставание прошло спокойно. Заниматься нам есть чем. Росздравнадзор получил дополнительные функции. Теперь у ведомства около 60 государственных полномочий. Нам, например, поручен мониторинг и контроль за ходом модернизации здравоохранения. Все нужно будет начинать заново и выстраивать работу. Уже в июле мы выходим на новое для себя поле деятельности.
Интервью вела Ольга Макаркина
газета "Фармацевтический вестник" № 22 (638) 12 ИЮЛЯ 2011 г.