Неволина Елена Викторовна, Исполнительный директор Некоммерческого партнерства содействия развитию аптечной отрасли «Аптечная Гильдия»
Где границы фармпомощи?
В основном потребитель ошибочно воспринимает фармработника как врача, человека в белом халате, пытается по каким-то симптомам получить назначение на лечение. Зачастую люди не хотят идти к врачу, сразу идут в аптеку и советуются с фармацевтом. Аптечный работник, не задумываясь о последствиях, часто дает советы по применению рецептурных препаратов. Скорее всего, по этой причине складывается негативное отношение к фармработникам со стороны врачей, которые понимают, что аптеки не имеют права этого делать. Потребитель оценивает фармработника как специалиста, который может сделать назначение, а в таком случае не нужно будет идти в больницу. Большая часть населения не удовлетворена медицинской помощью и ее организацией в лечебно-профилактических учреждениях. Люди не ходят сидеть в очереди, врачи не выписывают рецептов, и это тоже большая проблема.
Отрицательным моментом является отсутствие нормативной базы по фармацевтическим консультациям, которая должна обязывать фармацевтических работников соблюдать отраслевой стандарт. Важно понять: «Где могут быть границы консультации? При каких симптомах можно давать рекомендации?».
Отрицательным моментом является и желание фармацевтических работников в большинстве случаев участвовать в лечебном процессе, я здесь не имею ввиду коммерческую выгоду. Фармацевт просто хочет помочь человеку, а конечный результат может быть плачевным. Поэтому существует отрицательное восприятие такого рода деятельности со стороны медицинского сообщества, которое считает, что фармацевтические работники часто дают неграмотные консультации и не имеют права этого делать. Но ведь очень часто люди приходят в аптеки с обычными листочками, на которых не указана дозировка препарата, кратность приема, а фармацевт должен во всем этом разбираться. Люди привыкают к тому, что врач пишет название препарата, а остальную консультацию можно получить в аптеке. И поэтому население воспринимает фармацевта как человека в белом халате, который все знает в области медицины.
Я не могу сказать, что имидж фармработника негативен. И здесь восприятие потребителя двойственное, его трудно оценить. Люди часто думают о том, что пришли в аптеку со своим симптомом, и фармацевт сам назначит препарат. На какое-то время это может принести облегчение, и человек оценивает фармацевтического работника с положительной стороны, хотя, возможно, препарат был рекомендован неправильно, принес временное облегчение, а обращение к врачу затягивается. Но потребитель оценивает ситуацию так, что обратился за помощью в аптеку и получил ее. Ведь если фармацевт порекомендует обратиться к врачу, человек уйдет неудовлетворенным и отношение к аптеке будет негативным.
Фармацевты зачастую нарушают закон, отпуская рецептурные препараты без рецепта, а со стороны потребителя, к сожалению, это оценивается положительно. В результате – пациент поздно обращается к врачу.
Нужно решать с врачебным сообществом вопрос выписки рецептов. Нельзя наказывать только аптеки за нарушение закона и отпуск рецептурных препаратов без рецепта. Штрафуя аптеку за нарушения лицензионных требований и условий эту проблему не решить. Важно понять, почему это происходит, и искать пути решения. Часто в аптеки приходит прокуратура, делает контрольную закупку и нередко весьма провокационными методами. И какой в этом смысл? Одна аптека пострадает, а десять других нет – это не решение вопроса. Требуется решение со стороны Минздравсоцразвития, врачебное сообщество нужно обязать выписывать рецепты, как это было в России до 1992 года. Тогда можно вводить санкции в аптеках.
Но приверженность у покупателя к определенной аптеке действительно существует. Очень многие доверяют конкретной аптеке, профессионализму конкретного фармацевта, и уверены, что именно там их не обманут, не продадут фальсификат. Аптеке нужно стандартизировать функции, которые она оказывает, поддерживать их и не нарушать фармацевтическую этику, не провоцируя граждан к безответственному самолечению. Безусловно, можно дать посетителю объективную информацию, порекомендовать какой-то препарат, но обязательно предупредить, что если в течение 2-3 дней он не поможет, нужно обратиться к врачу. Нужно обязательно покупателю говорить о том, что бесконтрольный прием любого лекарства может быть опасен. Очень важно понимать, что человек, пришедший в аптеку и попросивший порекомендовать препарат, понимал, что только он сам, самостоятельно принял решение о самолечении.
Московские аптеки, апр.2010