Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Ассоциация фармацевтических работников Сахалинской области

С 15 апреля 2019 года Общественная организация «Сахалинское отделение Российской фармацевтической ассоциации» перерегистрирована в НКО - Ассоциация фармацевтических  работников Сахалинской области (АФРСО) 

В апреле 2011 года общественной организации "Сахалинское отделение Российской фармацевтической ассоциации" исполнилось 15 лет. Основной задачей при решении о создании ассоциации в 1996 году - было помочь аптечным учреждениям области в условиях  перестройки в отрасли 90- х годов сберечь как коллективы в целом, так  и аптеки от банкротств , в статусе государственных аптек Сахалинской области.

  Начиналась ассоциация со 190 человек из 15 аптечных учреждений области, за эти годы количество специалистов, вступивших в члены ассоциации выросло до 331 человек из 31 фармацевтических предприятий, представляющих ГУПы, в т.ч. самую крупную оптовую структуру области ГУОТП "Фармация", 12 ГУПов  северного , среднего и южного Сахалина и средних Курил. 

  И самое первое достижение - это принятие Закона " О лекарственном обеспечении  населения Сахалинской области" в 1998 году при непосредственном участии фармассоциации в его подготовке , разработке и  принятии. К сожалению, в законе тогда не удалось четко прописать льготное лекарственное обеспечение населения при наличии огромного дефицита финансового обеспечения их из средств областного бюджета . А суть предложения  12 лет назад была в том, чтобы проводить тендеры цен на отпускаемые из аптек лекарственные средства по льготным рецептам.

 Кроме этого, фармацевтическая ассоциация Сахалинской области принимала участие в  решении многих проблем, которые были в аптеках периода перестройки -  и лекарственное обеспечение стационаров и амбулаторий городов и поселков области, и принятие мер к недопущению искусственного банкротства государственных аптек, и запросы по запутанному законодательству , регламентирующему фармацевтическую деятельность аптечных учреждений. К сожалению, принятые нормы и регламенты не разрешили многих противоречий, и даже наоборот, работать по законодательству стало еще более сложно и более ответственно . Кроме этого, аптекам добавляет противоречие - их отраслевая подвешенность между здравоохранением и торговлей, что приводит к конфликтам интересов и с налоговой службой и со СМИ ( представление о хозяйственной деятельности как наживе на здоровье больных), собственниками и отраслевым управлением, тарифными службами, ФАС  и т.д.Члены Правления Сахалинского отделения фармацевтической ассоциации особенно активно в 2010 году обращались и в Министерство здравоохранения и социального развития РФ , в   Росздравнадзор, ФАС , Администрацию и департамент здравоохранения Сахалинской области для их решения.

 Что удалось сделать за прошедший год в совместной работе ассоциации и Управления Росздравнадзора,  отдела по развитию лекарственной помощи Министерства здравоохранения  Сахалинской области и рядом других служб, регламентирующих как финансовую, так и фармацевтическую деятельность аптек.

 После длительной переписки с различными инстанциями - постановлением администрации Сахалинской области были отменены торговые надбавки на медикаменты и изделия медицинского назначения, не входящие в Перечень ЖНВЛП, регулируемые ранее. А на ЛС, входящие в Перечень ЖНВЛС размеры торговых надбавок были приняты реальными, в соответствии с представленными расчетами аптечных предприятий по 3-м зонам Сахалинской области, где были учтены и реальные расходы на реализацию НЛС и ПВ, препаратов ПКУ.

 Проведена большая работа с кадрами - организована ежемесячная работа "Школы фармацевтов", куда приглашаются специалисты всех аптечных учреждений ассоциации на лекции, семинары, проводимые как медицинскими представителями, так и преподавателями медицинских вузов. Проведена работа по организации сертификационного очно-заочного курса повышения квалификации на базе ГОУ ВПО "Омская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития" в марте 2011 года. Кроме этого на базе академии планируется обучить профессии провизора специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, частично восполнив дефицит кадров в аптеках в ближайшее время. В этом году  Сахалинском медицинском колледже при участии наших высококвалифицированных специалистов была организована 72 часовая тематическая подготовка  для получения лицензии на фармацевтическую деятельность  фельдшеров ФАПов в сельских поселениях Сахалина. Решится давняя проблема лекарственного обслуживания сельского населения. Проводится организационная работа по возобновлению подготовки фармацевтов на базе этого колледжа - в августе этого года получена лицензия на новую специальность - фармация

 Некоторый положительный успех - от совместных усилий общественными организациями инвалидов по улучшению лекарственного обслуживания этой категории граждан - обеспечение пандусами. Дело в том , что большинство государственных аптек арендуют помещения  у муниципалитетов и не имеют финансовых возможностей и полномочий на реконструкцию входов, подъездов и крылец. После совещания  Министерства здравоохранения Сахалинской области с общественными организациями и представителями Областной Думы принято решение о включении государственных аптек в областную программу 2012-2015 года по реализации ФЗ " О социальной защите инвалидов в РФ" в части финансирования  обустройства  пандусов в аптечных учреждениях области.

 Кроме этого , на этом же совещании представители областной государственной Думы  поддержали предложение фармацевтической общественности о внесении изменений в законодательство, регламентирующее  закупки  лекарственных препаратов как для нужд лечебных учреждений, так и по федеральным и региональным программам лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проводимых  на основе аукциона. В настоящее время по существующему законодательству  закупки медикаментов  на длительный период огромными лотами проводятся по одному критерию - дешевизне препарата, что приводит к изменению схем лечения конкретных больных, искажению потребности в необходимых лекарственных препаратах, и как следствие - неизбежным ошибкам в составлении заявок, а значит, с одной стороны к дефициту определенных медикаментов и, с другой стороны,  затовариванию и бессмысленному выписыванию их " во что бы то ни стало" без особой необходимости больным. Такая громоздкая схема обеспечения льготных категорий граждан не может обеспечивать больных полностью, что вызывает их справедливые жалобы и недовольства. Наши предложения остались прежние - отпускать медикаменты из собственных  товарных запасов по льготным рецептам по ценам не выше тех, которые сформировались в результате конкурса  цен, с учетом их цен регистрации и  региональных издержек доставки

 Тем более что не наблюдается очень большой разницы  цен по программам льготного обслуживания отдельных категорий и в розничной продаже, а системных проблем  больше.

 Больной вопрос- проводимые мониторинги- самая формальная отчетность в аптечных учреждениях и достаточно трудоемкая . В настоящее время аптеки обязаны предоставлять данные по ценам на препараты для проведения мониторинга  по разным формам - в Росздравнадзор, в ФАС, в статистическое управление. В рамках подготовки к совещанию по ценам , проводимому Приморским отделением Российской фармацевтической ассоциации во Владивостоке в сентябре 2010 года , нами на примере ГУП "ЦГА№ 5" г.Южно-Сахалинска была проведена исследовательская работа по соответствию реального изменения розничных цен уровню цен , сложившегося  по результатам мониторинга по области. Фактические цены имели большую тенденцию к снижению, чем по результатам  мониторинга. При такой  результативности мониторинга  наше предложение - установить одну форму отчетности по мониторингу и сделать ее доступной для всех заинтересованных служб. А рабочее время специалистов аптек были бы направлено на конкретную работу с посетителями аптек.

 Фармацевтическая ассоциация оперативно реагирует на все изменения, происходящие на фармацевтическом рынке страны и влияющие на деятельность обычных аптек. У фармацевтического сообщества Сахалинской области создается впечатление, что новые законодательные инициативы предназначены  исключительно для больших предприятий и аптечных сетей, имеющих запас "финансовой прочности", для которых потеря  10-20 тысяч рублей не является критической, и совсем не принимается во внимание то обстоятельство, что в отдаленных регионах России есть небольшие аптеки, товарооборот которых в месяц немногим больше этой суммы.

 Так, в начале прошлого года в законную силу вступили ряд документов, касающихся порядка ценообразования на лекарственные средства, согласно которым с 01 апреля 2010 года аптеки были обязаны приостановить реализацию лекарственных средств, не прошедших процедуру государственной регистрации цен и ни в одном нормативном документе не было прямого указания по поводу остатков лекарственных средств, закупленных аптеками до 01 апреля 2010г.

 Ассоциация сделала запрос в федеральную службу по тарифам и одновременно обратилась к своим коллегам из  других регионов. Региональные ассоциации ответили оперативно и оказалось, что мнение местных органов контроля за порядком ценообразования в каждом субъекте различны, а ФСТ России отправили наш запрос в службу по тарифам Сахалинской области, оттуда нас отправили в Департамент Здравоохранения. А в это время в аптеках области начались тотальные проверки цен на лекарственные средства и в отношении аптек, не переоценивших остатки лекарственных средств, были возбуждены дела об административных правонарушениях со всеми вытекающими последствиями. По нашим данным, убытки, полученные аптеками в результате уценки препаратов, вошедших в список ЖНВЛС, составили от 2 до 26 тысяч рублей. Чиновники прокомментировали данную ситуацию как "коммерческие риски" и посоветовали отнести убытки на финансовые результаты. Во избежание повторения данной ситуации, общественные организации обратились в Правительство РФ с просьбой внести соответствующие изменения в нормативные документы. Никаких действий со стороны законодательной власти не последовало и в начале 2011 года ситуация вновь повторилась: в список ЖНВЛС внесли дополнения, аптеки изъяли из оборота лекарственные средства, не прошедшие процедуру государственной регистрации, следовательно, теряли товарооборот , далее последовала уценка препаратов.

 С нашей точки зрения, аптеки являются "заложниками" подобных законотворческих инициатив. В течении декабря-января 2011 в г. Южно-Сахалинске были закрыты две аптеки, а  те, кто еще продолжает работать, ждут новых "сюрпризов" от наших уважаемых чиновников.

 

По материалам пресс-релиза Ассоциации

 

Руководство Ассоциации: Председатель Правления Сахалинского отделения Российской фармацевтической ассоциации Елисеева Наталия Ивановна

Адрес: Южно-Сахалинск, Коммунистический пр 74, тел. (4242) 22-49-33