Обсудив с руководителями Самарской областной фармацевтической ассоциации Янкиной Л.И. и Фармацевтической ассоциацией Санкт - Петербурга и Северо – Запада Зайченко Т.В. вопрос о необходимости сохранения льготного режима налогооблажения (ЕНВД) для средних и крупных аптечных организаций . Была достигнута договоренность о направлении совместного письма в адрес Премьер-министра РФ В.В.Путина.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Просим Вас поддержать участников аптечного бизнеса по вопросу сохранения налогового режима ЕНВД для средних и крупных аптечных организаций.
Розничные продажи лекарственных средств в России осуществляется аптечными организациями государственной/муниципальной (ГУП/МУП) и частной формы собственности, если в 1995 году доля негосударственных аптек составляла 10 %, то в 2010 году это соотношение перевернулось с точностью до наоборот и теперь частный аптечный бизнес составляет более 90%. На сегодняшний день лекарственное обеспечение населения в России осуществляют порядка 65000 аптечных организаций. Более 50% аптечных организаций представлены средними и крупными аптечными сетями, со среднегодовой списочной численностью свыше 100 человек. Большинство аптечных сетей в уставном капитале имеют более 25% юридических лиц. Федеральным Законом от 22.07.2008 № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в отношении таких предприятий была предусмотрена отмена возможности применения ЕНВД с 01 января 2009 года.
Однако затем для аптечных организаций было сделано исключение и сохранена возможность применения льготного режима налогообложения при среднесписочной численности 100 человек и доле в уставном капитале более 25% юридических лиц до 1 января 2011 года (Федеральный Закон № 224 от 22.11.2008 «О внесении изменений в часть первую, часть вторую налогового кодекса и другие законодательные акты РФ» ).
Участники аптечного бизнеса понимают, что ограничения по применению ЕНВД предприняты государством для поддержки малого бизнеса. С точки зрения Государства, потенциальными угрозами развития крупных розничных форматов и консолидации рынка является сокращение доли малого бизнеса в розничной торговле и рост безработицы. Тем не менее, несмотря на данную угрозу, можно с уверенностью сказать, что развитие аптечных сетей не ведет к исчезновению малого бизнеса в крупных городах, но способствует повышению физической доступности лекарственных средств в малонаселенных муниципальных образованиях. В случае аптечной сети работает механизм «страхования» - содержания низкорентабельной аптеки в населенном пункте с малой плотностью населения и низкой покупательской способностью за счет прибыльной аптеки в городе с высокой концентрацией платежеспособного населения. Безусловно, малые предприятия могут конкурировать со средними и крупными за счет более высокой индивидуализации услуг, уникальности предложения и маркетинга, знания потребностей и специфики локальных рынков. Однако, в отличие от аптечных сетей, в случае снижения рентабельности возможность переориентация аптечной деятельности в другие более доходные сектора экономики гораздо чаще встречается среди малых предприятий. При этом эффективное удовлетворение потребностей населения (физическая доступность товаров, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг) будет в значительной степени снижена. Почти в четверти муниципальных образований с численностью менее 100 тысяч человек действует только одна аптека. Закрытие аптек в малонаселенных пунктах, датируемых за счет других аптек сети, снизит физическую доступность полноценной фармацевтической помощи для населения таких муниципальных образований.
Кроме этого малый бизнес не может выдерживать конкуренции по ценам, не имея преимущества масштаба операций и больших объемов закупок, как показывают проверки, больше всего нарушений ценообразования на ЖНВЛС имеют место на малых предприятиях из-за отсутствия знаний соответствующих нормативных документов и оперативного доступа к этой информации. В результате потребитель получит лекарственные средства в мелких аптеках по более высоким ценам, нежели в сетевых, за счет снижения масштабов закупок.
В таблице 1 приведены финансовые показатели работы крупных и средних аптечных организаций в различных регионах, которые основаны на анализе существующих статистических данных за 9 мес. 2009, интервью с представителями сектора торговли лекарственными средствами, экспертным и бизнес-сообществом, представителями органов власти, а также другими заинтересованными сторонами. Как видно из таблицы, рентабельность фармацевтической розницы по себестоимости, (выборка произведена по 12 крупным и средним аптечным сетям межрегиональным и региональным, объединяющим около 4000 аптек) в среднем составила 1,75%, при этом межрегиональная аптечная сеть может иметь убытки в определенном регионе, но сохраняет свое присутствие в нем, покрывая эти убытки за счет аптечных организаций, расположенных в другом регионе. Самые высокие показатели рентабельности (6,8% и 3,9%) в аптечных сетях, где отсутствует арендная плата, помещения приобретены в собственность и рассматриваются собственником, как невозвратная инвестиция в бизнес, в налоговом учете начисляется амортизация и налог на имущество, которые по сумме не сопоставимы с суммой арендной платы. Также достаточно высокий % рентабельности в Самаре и Хабаровске, где собственники аптечной сети снимают помещения по ставке аренды значительно ниже среднерыночной. Остальные сети показали сопоставимые данные.
Рентабельность продаж аптечного предприятия в среднем составила 1,76%, то есть с каждого миллиона рублей собственник получает доход 17600 руб., притом, что положив 1 млн. руб. на депозит в Сбербанк России, он получил бы 67500 руб., а в ВТБ 74500 руб., при этом имея право в любой момент снять необходимую ему наличность. То есть смело можно утверждать, что альтернативная доходность выше и сегодня бизнес фармацевтической розницы является малопривлекательным для новых участников.
Как видно из таблицы 1, некоторые регионы на территории РФ относится либо к слабо привлекательным для развития аптечной торговли (серьезные риски того, что возврат на инвестированный капитал будет ниже стоимости капитала), либо к полностью непривлекательным (невозможно в нормальных рыночных условиях получать операционную прибыль). При этом в средних и крупных аптечных организациях снижение удельных издержек напрямую связано с ростом масштаба деятельности и внедрением новых технологий и стандартов работы. Приведенные данные показывают, что низкая доходность фармацевтической розницы не имеет запаса для увеличения налогов.
Безусловно, для снижения цен были необходимы соответствующие действия со стороны государства, а именно регистрация предельных отпускных цен производителей. Так как установление предельных уровней надбавок не могло дать реального результата при свободном ценообразовании производителей. Представители аптечного бизнес-сообщества уверены, что предпринятые действия по регистрации цен обеспечат необходимый уровень конкуренции и будут транслироваться в более низкие цены для потребителей.
Как приводилось выше, на сегодняшний день 90% аптечного рынка представлено аптечными предприятиями частной формы собственности (данные ЦМИ «Фармэксперт»), которые могут в любой момент принять решение о нецелесообразности продолжения бизнеса при переходе на общую систему налогообложения с 01.01.2011 и замены ЕСН на страховые взносы. В таблице 2 приведены расчеты, из которых видно, что даже при рентабельности в 3,6% при увеличении суммы налогов аптечный бизнес перейдет в разряд убыточных, что может заставить собственников выходить из бизнеса или переключаться на «серые» схемы торговли и поставок.
Следствием перехода на общую систему налогообложения станет замедление роста географической доступности лекарственных препаратов для населения, снижение остроты конкуренции в отрасли, снижение эффективности и качества обслуживания потребителей, увеличение рисков завышения цен в регионах с недостаточной обеспеченностью аптечными организациями.
Еще одна проблема отмены ЕНВД для средних и крупных аптечных организаций - влияние на конечные цены для потребителей и потребительскую инфляцию. В Постановлении правительства от 09.11.2001 года № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» определено, что «органы исполнительной власти устанавливают предельные оптовые и розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителя, в структуре которых должны быть учтены все налоги и обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации». И если в 2010 году при расчете предельной розничной надбавки в регионе учитывались налоги с применением ЕНВД, то общая система налогообложения и переход на страховые взносы приведет к увеличению предельного уровня региональных надбавок, установленных сегодня в регионах и росту цен для потребителей.
В условиях государственного регулирования ценообразования на ЖНВЛС, которое поддерживается большинством участников фармацевтического розничного бизнеса, а также осуществления государственного контроля цен на лекарственные средства, не входящие в перечень ЖНВЛС, участники аптечного сообщества ждут от Правительства встречных шагов в виде сохранения возможности применения ЕНВД независимо от численности, участия юридических лиц в уставном капитале и объема реализации.
Участники фармацевтической отрасли считают, что указанные инициативы Правительства в отношении экономической доступности лекарственных средств, должны, в том числе, обеспечивать формирование государственной политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности сектора аптечной торговли и совершенствование механизмов защиты прав и интересов аптечных предприятий.