Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Письмо Президенту РФ
15.12.2010

От имени участников

Некоммерческого партнерства содействия развитию аптечной отрасли «Аптечная гильдия»,
Фармацевтической ассоциации Санкт-Петербурга и Северо-Запада,
Общественной организации «Самарская областная фармацевтическая ассоциация»,
Иркутской фармацевтической ассоциации,
Областной общественной организации «Нижегородская ассоциация фармацевтов»

было направлено письмо Президенту Российской Федерации МЕДВЕДЕВУ Д.А., следующего содержания:

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

В настоящее время представители аптечных организаций России столкнулись со следующей проблемой: как сохранить финансовую эффективность компаний в 2011 г. и при этом продолжить поддержание социальных программ, которые аптеки реализуют для обеспечения доступности лекарственной помощи всем слоям населения в условиях изменения налогового режима. Социальные программы аптек включают в себя дисконтные системы для пенсионеров, инвалидов, участников войн, доставку заказанных лекарств на дом, аптеки «социальной поддержки» с минимальной наценкой розничной сети и снижением цен на самые ходовые лекарственные средства, проведение праздников, приуроченных ко Дню Победы, Дню пожилого человека и т. п.

C 1 января 2011 г. вступают в силу изменения в налоговое законодательство РФ. В соответствии с изменениями, аптечные организации со среднегодовой списочной численностью свыше 100 человек, имеющие среди своих участников более 25% юридических лиц (то есть средние и крупные аптечные сети) лишаются права применения налогового режима «Единый налог на вмененный доход» (ЕНВД) и обязаны будут применять общую систему налогообложения (ОСН). 
Также с 1 января 2011 г. начинает действовать новый размер страховых взносов. На аптечные организации возлагается обязанность по уплате страховых взносов в Социальные фонды РФ (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования) в размере 34 % от фонда оплаты труда, вместо 14 % ранее действовавших. 
Посчитав рентабельность наших аптечных организаций, можно с уверенностью сказать, что в совокупности изменения налогового режима снизят рентабельность деятельности аптечных организаций до критического уровня. На сегодняшний день при применении налогового режима в виде ЕНВД и взносов в социальные фонды в размере 14%, средняя доходность аптечного бизнеса составляет порядка 3%.  
Низкий уровень рентабельности объясняется тем, что для аптечных организаций установлено жесткое государственное регулирование всех аспектов деятельности. В частности:
1. Государственное регулирование цен. Регулируется уровень предельных розничных надбавок на жизненно необходимые важнейшие лекарственные препараты, которые в товарообороте аптек составляют до 40% общего товарооборота.
2. Законодательно установлены требования по наличию минимального ассортимента лекарственных препаратов в аптеках независимо от их нахождения. Все аптеки должны круглый год держать в наличии препараты, многие из которых имеют сезонный спрос, а в ряде регионов вообще не пользуются спросом.
3. Существует законодательное ограничение ассортимента товаров, которые могут продаваться в аптеке наряду с лекарственными препаратами. Мы неоднократно вносили предложения о расширении перечня возможных для реализации в аптеках товаров, без ущерба для основной деятельности. Однако, до настоящего времени соответствующие предложения не были предметом рассмотрения. 
4. Специальные правила хранения лекарственных средств требуют контролируемых условий: изолирование от других видов продукции (отдельные помещения), температурный режим, влажность и т.п., что требует значительных финансовых вложений. 
5. Определены особые условия хранения некоторых групп лекарственных препаратов (сильнодействующих и подлежащих предметно-количественному учету). Затраты на хранение этих препаратов в 15 раз превышают прибыль, которую аптека получает при их реализации.
6. Законодательно установлены квалификационные требования к специалистам, занимающимся фармацевтической деятельностью: высшее или среднее фармацевтическое образование, после дипломная подготовка, регулярное повышение квалификации. Затраты по повышению квалификации сотрудников оплачиваются за счет работодателя.

Ряд из вышеперечисленных ограничений были введены в 2010 году, при этом аптеки выполнили все возложенные на них обязанности. Однако на фоне вышеперечисленных ограничений значительное повышение налогового бремени (более чем на 20 %) с 2011 года приведет к отрицательным показателям доходности.  
Мы видим социальную ответственность аптечного бизнеса перед обществом в обеспечении экономической и географической доступности лекарственных препаратов для населения. Однако в условиях повышения налогового бремени и законодательного регулирования всех сторон деятельности аптечные организации будут вынуждены закрывать аптеки.
Особо отметим, что увеличение размера страховых взносов в Социальные фонды РФ затронет не все отрасли. Так, Федеральным законом № 272-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы в течение переходного периода 2011-2014 гг. для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (14% в пенсионный фонд РФ, 0% во все остальные фонды), предусмотрена рассрочка до 2015 года для средств массовой информации и хозяйственных обществ при бюджетных научных и образовательных учреждениях, малым предприятиям производственной и социальной сферы. Несмотря на острейшую для фармацевтической розницы проблему сохранения финансовой эффективности, аптечные предприятия в данный список исключений не попали. 
Между тем, фармацевтическая розница является одной из наиболее социально значимых отраслей, развитие которой напрямую влияет на качество здравоохранения в государстве, отражается на доступности лекарственных средств и здоровье граждан.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Очевидно, что изменение режима налогообложения с начала 2011 года поставит аптечные организации в тяжелое положение. Но при этом мы видим реальные примеры законодательного решения этой острой для бизнеса проблемы и просим Вас поддержать предложение по снижению страховых взносов для аптечных организаций в целях обеспечения полноценной доступной лекарственной помощи населению нашей страны.