В мае 2013 года Центром Социальной Экономики было опрошено 200 респондентов-представителей различных субъектов системы здравоохранения, в том числе, главные врачи, эксперты фармацевтической отрасли, представители органов власти федерального и регионального уровней, представители пациентских организаций, аптечных сетей и фармдистрибьюторов, лидеры мнений среди врачей (Key Opinion Leaders) и представители отраслевых СМИ.
Респондентам предлагалось заполнить онлайн-анкету для оценки степени доверия и предпочтений сотрудничества с различными группами участников фармацевтического рынка, с которыми они сталкиваются или могут сталкиваться в рамках своей деятельности.
Аптечные сети
В рейтинге предпочтений сотрудничества ключевых провайдеров коммерческого сегмента фармацевтического рынка лидером стала аптечная сеть Ригла, правда, отставание ближайших преследователей, А5 и Радуга, исключительно символическое (59%, 58% и 57% соответственно). Ожидаемо в Топ-10 рейтинга попали 4 федеральные аптечные сети (кроме Риглы к этой категории относится 36,6, Мелодия Здоровья и Радуга), а также крупные межрегиональные игроки: Имплозия, Старый Лекарь и Фармаимпекс. «Столичные» сети А5, Самсон-Фарма и Фармакор (последняя – представитель Санкт-Петербурга) завершили формирование состава первой десятки рейтинга.
Если смотреть на распределение индексов участников рейтинга настоящей категории можно заметить достаточно высокую плотность: между 1-м и 7-м местом разница составила всего 8 п.п. В подобных ситуациях предполагается вывод о достаточно ровном отношении остальных субъектов фармрынка ко всем участникам из категории «Аптечные сети».
Профессиональные организации и ассоциации
Рейтинг профессиональных организаций и ассоциаций в некоторой степени является отражением отношения к категориям субъектов российского фармрынка. Неудивительно, что на первой строке оказалась ассоциация международных фармацевтических производителей (AIPM) с нулевым значением «детракторов». Ассоциация российских производителей получила достаточно высокий общий рейтинг, несмотря на низкий индекс доверия российским фармпроизводителям как субъекту рынка. Интересно отметить, что аптечные сети представлены сразу тремя отраслевыми организациями. В этом своеобразном дерби победу одержала «Аптечная гильдия» (общее 2-е место), следующие за ней Российская ассоциация аптечных сетей и Ассоциация аптечных учреждений «СоюзФарма» заняли в общем рейтинге 7-ое и 8-ое места соответственно.
Фактор «значимости статуса контрагента в системе здравоохранения» был назван респондентами в качестве ключевого (средняя оценка 4.3 балла) при рекомендации к сотрудничеству с той или иной профессиональной ассоциацией. Именно этим мы можем объяснить то, что первые четыре позиции заняты организациями, ведущими наиболее активную деятельность по защите интересов своих членов.