Президенту Российской Федерации
Г-ну В.В.Путину
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
Профессиональные общественные организации фармацевтической индустрии и Всероссийский Союз Пациентов свидетельствуют Вам свое почтение и настоящим письмом выражают обеспокоенность относительно разрешения реализации безрецептурных лекарственных препаратов в торговых сетях.
В соответствии с протоколом заседания Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства от 16.10.2012 г. ряду Министерств даны поручения подготовить доклад о состоянии конкуренции в розничной торговле лекарственными средствами, в частности, возможности реализации отдельных ЛС в торговых сетях, совершенно не приспособленных к приемке, хранению и отпуску лекарств.
Использование торговых помещений и складов организаций, осуществляющих продажу продуктов питания и прочих бытовых продуктов и изделий, не имеющих соответствующих условий для сохранения качества и безопасности лекарств, лишено здравого смысла и создает неравные условия для ведения бизнеса для игроков рынка.
Кроме этого, хотелось бы обратить внимание на ряд принципиальных моментов нецелесообразности принятия положительного решения по данному вопросу, продиктованных не только экономическими рисками и снижением рентабельности деятельности аптек, а, прежде всего, опасением за состояние здоровья населения.
1. Лекарство, даже безрецептурное, не просто товар, а активное средство, воздействующее на организм человека, а потому нуждающееся в соблюдении целого ряда нормативных требований к помещениям, оборудованию, утилизации, условиям приема и хранения ЛС, их реализации населению, квалификации специалистов.
2. Фармацевтическая деятельность - это лицензируемый вид деятельности, законодательная и нормативно-правовая база в сфере обращения лекарственных средств является одной из самых строгих, именно потому, что велики риски, связанные со здоровьем людей. На всех стадиях обращения лекарственных препаратов, в том числе и отпуском лекарственных препаратов занимаются только специалисты, имеющие сертификат и подтверждающие его каждые пять лет. На провизоре и фармацевте лежит ответственность за информирование о правилах приема препарата (независимо от того, является он рецептурным или безрецептурным): режиме приема, разовой и суточной дозе, способе приема, противопоказаниях, побочных эффектах, несовместимости с другими лекарствами, недопустимости сочетания с приемом алкоголя и т.д.
Бесконтрольная продажа лекарственных препаратов может привести к злоупотреблению применением и массовым отравлениям. По данным НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского в структуре острых отравлений лекарственные средства на втором месте после алкоголя и его суррогатов. Неясности в инструкции для использования, схожесть наименований и внешнего вида упаковок лекарственных препаратов может привести к их ошибочному приему, чего нельзя допустить.
3. Особые опасения вызывает тот факт, что существующая система контроля соблюдения аптечными организациями лицензионных требований со стороны государственных надзорных органов уже сейчас не всегда способна эффективно справляться с таким большим количеством зарегистрированных предприятий. За год из 53000 аптечных объектов проверяется всего лишь до 10% по всей стране. Дальнейшее увеличение численности предприятий, реализующих фармацевтическую продукцию, и невозможность обеспечить надлежащий фармакоконтроль чреваты негативными последствиями: поступлением в торговую сеть фальсифицированной и недоброкачественной продукции, нарушением условий хранения, бесконтрольным выбором препаратов и др.
4. Решая вопрос расширения конкуренции в розничной торговле, не замечая того, будут созданы неравные конкурентные условия для ведения бизнеса в фармацевтической отрасли, так как, фармацевтическая деятельность жестко регулируется государством, а любое регулирование – это ограничения, в случае аптек – ограничение рентабельности. Во-первых, аптеки, обязаны содержать минимальный ассортимент лекарственных средств для оказания первой медицинской помощи, независимо от сезонного спроса и месторасположения аптеки. Во-вторых, государством регулируется процесс ценообразования на лекарственные препараты и уровень торговой надбавки – Перечень ЖНВЛП (жизненно необходимых важнейших лекарственных препаратов). В третьих, законодательно регламентируется ассортимент товаров, которые может продавать аптека, наряду с лекарственными препаратами. В четвертых очень жесткие требования к помещениям, в которых хранятся и отпускаются лекарственные препараты, в частности возможность влажной уборки всех поверхностей (потолки, полы, стены, полки и т.п.), имеется и еще целый ряд ограничений для предприятий, осуществляющих розничную торговлю лекарственными препаратами.
В случае разрешения продажи лекарственных препаратов, разрешенных к отпуску без рецепта в торговых сетях, многие аптечные организации, оказавшись не в равной конкуренции с торговыми сетями будут на грани банкротства, особенно те, которые выполняют социальные функции: обеспечение определенных категорий больных наркотическими средствами и психотропными веществами, изготовление лекарственных средств по индивидуальным прописям врачей. Объем продаж безрецептурных лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента составляет в обороте аптек до 70% и является основным источником существования аптеки. Продажа данных групп товаров через торговые сети неминуемо приведет к снижению товарооборота аптечной организации и соответственно снижению уровня прибыли. Учитывая, что средняя рентабельность аптеки не превышает 4%, аптеки вынуждены будут закрываться, что не будет соответствовать политике государства в области улучшения лекарственного обеспечения граждан. Нельзя не учитывать и тот факт, что аптечных организаций, имеющих государственную или муниципальную форму собственности, в России осталось лишь 15%, остальные аптеки частной формы собственности и заставить собственника работать себе в убыток, у государства возможности нет. Закрытие же полноценных аптек, осуществляющих реализацию ЖНВЛП населению, приведет к снижению физической доступности многих специфических лекарственных препаратов для потребителей.В конечном итоге государству придется датировать бизнес, чтобы он открывал полноценные аптеки (полный ассортимент рецептурных, ЖНВЛП, сильнодействующие и наркотические препараты для обеспечения онкологических больных).
Таким образом, названные действия могут привести не только к увольнению огромного числа аптечных работников, но и вызвать крайне негативную реакцию населения.
5. С учетом вступления России в ВТО предстоит подготовка нормативно-правовой базы, гармонизированной с международными стандартами, в том числе, в фармацевтической отрасли. За рубежом (как, впрочем, и в странах ЕврАзЭС: Казахстане, Республике Беларусь) приняты стандарты качества аптечных услуг (GPP - Good pharmacy practice, Надлежащая Аптечная Практика), сфокусированные на интересы пациентов.
Международная практика исходит из того, что аптеки оказывают «фармацевтическую помощь». Цель «фармацевтической помощи» - «обеспечение надежности лекарственной терапии для достижения определенного результата, который бы улучшил качество жизни пациента».
В стандартах определена также роль фармацевта в системе здравоохранения, его место в укреплении здоровья населения и профилактике заболеваний, безопасного, эффективного и рационального лечения, выявления и решения проблем при применении лекарственных препаратов.
Именно такой подход позволит аптечному делу служить во имя здоровья и обеспечения здоровья людей, а государству реализовывать одну из важнейших задач социальной политики – охрану здоровья граждан.
Просим Вашего принципиального решения о недопустимости реализации лекарственных препаратов в торговых сетях.
С глубоким уважением,
Е.В.Неволина, Исполнительный директор НП содействия развитию аптечной отрасли «Аптечная гильдия»
Ю.А. Жулев, Сопредседатель Всероссийского союза Пациентов, Президент всероссийского общества Гемофилии
Н.В. Игнатьева, Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС)
В.А. Дмитриев, Генеральный директор Ассоциации Российских Фармацевтических производителей (АРФП)
Д.Г.Целоусов, Исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма»
Аналогичное письмо было направлено на имя М.А.Абызова, Министра Открытого Правительства России