От имени участников "Аптечной гильдии" было направлено письмо в ФАС с просьбой поддержать инициативу крупных и средних аптечных сетей по отстаиванию возможности применения ЕНВД аптечными организациями со среднесписочной численности свыше 100 человек и участием более 25% юридических лиц.
Руководителю Федеральной
антимонопольной службы
г-ну Артемьеву И.Ю.
Уважаемый Игорь Юрьевич!
Участники Некоммерческого партнерства содействия развитию аптечной отрасли «Аптечная гильдия» свидетельствуют Вам свое уважение и просят поддержать представителей аптечного бизнеса в вопросе сохранения возможности применения налогового режима «Единый налог на вмененный доход» для представителей средних и крупных аптечных сетей, среднегодовая списочная численность которых свыше 100 человек и участие других юридических лиц в составе учредителей свыше 25%.
Федеральным Законом от 22 июля 2008 года № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в отношении таких предприятий режим ЕНВД не применяется с 1 января 2009 г., однако статьей 5 Федерального закона Российской Федерации от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 3 Федерального закона № 155-ФЗ, а именно:
«2. Положения подпунктов 1 и 2 пункта 22 статьи 34626 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении аптечных учреждений, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 22 июня 1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», начиная с 1 января 2011 года». Данная норма была введена в соответствии с Планом антикризисных мероприятий Правительства РФ и дала возможность сохранить присутствие аптечных организаций во многих отдаленных и малонаселенных пунктах, где рентабельность бизнеса ниже 1%, обеспечив тем самым физическую доступность лекарственных препаратов потребителям.
В условиях проводимой политики совершенствования государственного регулирования цен на лекарственные средства и единым подходом к формированию оптовых и розничных цен возникает следующая проблема. В связи с применением различных налоговых режимов (общего, ЕНВД и УСН) аптечными организациями, являющимися субъектами малого, среднего и крупного предпринимательства при четком исполнении требований постановлений Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 г. № 654 и от 09.11.2001 г. № 782 конечная цена для потребителя будет различаться, как показано в таблице.
Режим налого-обложения организаций розничной торговли |
Фактич. отпускная цена (без НДС), руб | Предельный размер оптовой надбавки 14,5% | Оптовая отпускная цена без НДС | НДС 10% | Оптовая отпускная цена с НДС | Предельный размер розничной надбавки 25% | Макс. розничная цена, не облагаемая НДС | НДС 10% | Макс. розничная цена, с НДС |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
гр.2*0,145 | гр.2+гр.3 | гр4*0,1 | гр.4+гр.5 | гр.2*0,25 | гр.6+гр.7 | ||||
ЕНВД, УСН | 100,00 | 14,5 | 114,50 | 11,45 | 125,95 | 25,00 | 150,95 | 150,95 | |
ЕНВД, УСН (с НДС 10%) | 110,00 | 15,95 | 125,95 | 12,595 | 125,95 | 27,50 | 153,45 | 153,45 | |
Общая система налого-обложения | 100,00 | 14,5 | 114,50 | 11,45 | 125,95 | 25,00 | 139,50 | 153,45 |
При расчете конечной отпускной цены аптечной организацией, применяющий налоговый режим ЕНВД или УСН от цены, указанной в протоколе согласования цен на ЖНВЛС без учета НДС отпускная цена получается ниже, чем цена в аптечной организации с общей системой налогообложения. Если же аптека с режимом ЕНВД/УСН сделает расчет от фактической отпускной цены производителя с учетом НДС, то конечная отпускная цена будет такой же, как и у аптеки с общей системой налогообложения. Однако, в этом случае, будут нарушены нормы, установленные п.15 Постановления Правительства РФ от 09.11.2001 г. № 782 в отношении понятия «фактическая отпускная цена производителя» и искажены данные в протоколе согласования цен на ЖНВЛС, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 08.08.2009 г. № 654. Кроме этого сумма наценки у аптеки, применяющей ЕНВД/УСН, будет несколько выше, чем у аптеки с общей системой налогообложения, что противоречит требованиям Федерального Закона «О защите конкуренции» и создает дискриминационные условия для средних и крупных аптечных предприятий.
По мнению участников фармацевтического розничного бизнеса, самым безболезненным выходом из данной ситуации может стать возможность сохранения применения налогового режима ЕНВД, независимо от среднегодовой списочной численности, объема реализации и доли участия других организаций в уставном капитале плательщика ЕНВД. Кроме этого такое решение будет способствовать устойчивости аптечного бизнеса в условиях государственного регулирования ценообразования и многих аспектов работы аптечных предприятий.
Еще один важный вопрос, возникающий при переходе с 1 января 2011 года на общую систему налогообложения связан с аптечными организациями государственной и муниципальной формы собственности. Сегодня 40% аптек в России принадлежат государству (ГУП, МУП). Большинство таких сетей имеют гораздо больше 100 человек в штате. Для аптечных сетей государственной и муниципальной формы собственности, невозможность применения ЕНВД предприятиями со среднегодовой списочной численностью свыше 100 человек приведёт к убыткам для государства и разорению таких сетей. Логично такие крупные изменения режима налогообложения производить после приватизации государственных аптечных сетей. Этот процесс будет идти минимум 2-3 года. Если ЕНВД для государственных сетей отменить сейчас, то приватизировать будет нечего, стоимость этих сетей упадёт на порядок и это приведёт к колоссальным потерям государства, которые никто не оценивал. Хотя по приблизительным расчетам стоимость активов таких сетей упадет минимум на 40% и значительно уменьшится круг потенциальных инвесторов. Даже поступления от налогов при общей системе налогообложения в течение многих лет не компенсируют эти потери государства. Фармацевтическая розница единственная отрасль ритейла, в которой так велика доля государства. Поэтому шаг по ограничению применения ЕНВД организациями со списочной численностью свыше 100 человек не продуман с точки зрения отдачи для государства.
Ограничение применения ЕНВД только для средних и крупных аптечных организаций порождает и еще одну проблему. За 2009 год многие крупные частные сети поделились на множество мелких сетей для ухода от ОСН и сохранения возможности использования ЕНВД в дальнейшем. Это прямое нарушение закона "О защите конкуренции". Новые ограничения по использованию ЕНВД создали возможность для использования по сути схем ухода от ОСН. Это приведёт к тому, что фармацевтическая розница станет наиболее закрытой отраслью для инвестиций из-за непрозрачности ведения бизнеса - наиболее выгодным бизнес будет вести через использование большого числа юридических лиц с небольшим штатом до 100 чел и собственностью более 75% на физическом лице. Это создаст преграду для участия инвесторов, для входа иностранных инвесторов, для публичности таких компаний. Это на десятилетия отбросит развитие бизнеса с точки зрения прозрачности, публичности, а значит инвестиционной привлекательности. Фактически уже отбросило, так как многие крупные частные сети уже поделились. Они, безусловно, будут в неравной конкуренции с государственными сетями и крупными - публичными компаниями - сетями аптек.
Учитывая вышеизложенное, а также неравные конкурентные условия для малых, средних и крупных аптечных организаций, просим Вас поддержать наше предложение о сохранении возможности применения ЕНВД аптечными организациями независимо от среднегодовой списочной численности и доли участия в уставном капитале юридических лиц.
С уважением,
По поручению участников Некоммерческого партнерства
содействия развитию аптечной отрасли «Аптечная гильдия»
Исполнительный директор Е.В.Неволина