Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

О продаже ЛП в торговых магазинах
05.12.2012

Уважаемые участники аптечного бизнеса!

В настоящее время вновь рассматривается вопрос разрешения продажи лекарственных препаратов, разрешенных к отпуску без рецепта в торговых сетях. После опубликования на сайте Гильдии Обращения ко всем участникам фармрынка, мы получили письма, в которых выражена единая позиция всех участников фармбизнеса. 

НП «Аптечная гильдия» благодарит всех, кто высказал свою принципиальную позицию в вопросе разрешения продажи отдельных лекарственных средств в торговых сетях на особых условиях.

 


Обращение ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И СЕВЕРО-ЗАПАДА

Реакция фармацевтической общественности Санкт-Петербурга на  данную публикацию резко отрицательная.  Да, лекарство это товар, который продается за деньги . Но это особый вид товара , потребительские свойства которого сам потребитель оценить не может.

 


Телеграмма

Группа компаний «Фармаимпекс», включающая в себя более 300 аптечных организаций, расположенных в 12 субъектах РФ, выражает свою обеспокоенность попытками внесения изменений в федеральный закон № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в части возможности реализации лекарств в сегменте продуктового ритейла. Считаем, что принятие подобных поправок приведёт к неконтролируемому обороту лекарственных средств, резкому увеличению объёма реализуемой вне специализированных аптечных организациях контрафактной продукции, лекарств с истекшим сроком годности. Кроме того, катастрофически будет снижен уровень контроля качества лекарств, надлежащим образом не будет обеспечен режим хранения, перевозки лекарственных средств. В конечном итоге, принятие данного решения приведёт к реальной угрозе здоровью и жизни населения. Убедительно просим Вас учесть мнение профессиональных субъектов фармацевтического рынка при принятии вышеуказанных поправок в закон № 61-ФЗ.



ТЕЛЕГРАММА Самарской областной фармацевтической ассоциации

Фармацевтическая общественность обеспокоена обсуждаемой инициативой о разрешении продажи безрецептурных лекарственных препаратов в торговых сетях.

Сегодня рынок лекарственных препаратов подконтролен государству. Главные лицензионные требования и условия - наличие необходимых помещений и оборудования, позволяющих обеспечить соблюдение правил приемки, перевозки, хранения, отпуска лекарственных препаратов, наличие штатных специалистов с фармацевтическим образованием и сертификатом специалиста. Руководитель аптечной организации должен иметь высшее фармацевтическое образование и сертификат специалиста, необходимый стаж работы по специальности. Уполномоченный по качеству обеспечивает ежедневный входной контроль в целях предотвращения поступления в обращение фальсифицированных и недоброкачественных лекарств.

Торговая сеть не сможет обеспечить выполнение всех этих требований. Доля фальсификатов резко возрастет, а расходы на государственный контроль в сфере обращения лекарственных средств неоправданно возрастут.

Кроме того, бесконтрольное применение лекарственных средств опасно: лекарствами надо лечить, а не кормить. Аптеки, независимо от формы собственности, являются частью системы здравоохранения. Продажа лекарственных препаратов в торговых сетях, без участия фармспециалистов, приведет к злоупотреблениям со стороны населения. Индивидуальная непереносимость лекарств, самостоятельное увеличение дозировки при отсутствии эффекта, неправильное хранение препаратов в домашних условиях грозят необратимыми последствиям для здоровья. Профессиональная консультация гарантирует сведение таких ошибок к минимуму.

Тезис об увеличении физической доступности лекарственной помощи населению при реализации медикаментов в торговых сетях несостоятелен. Как и утверждение, что данная мера позволит усилить конкуренцию на аптечном рынке и снизить расценки на лекарства.

Ранее действовали нормативы: минимальное количество населения, обслуживаемого одной городской аптекой - 9,5 тыс. человек, сельской - 6,5 тыс. человек.  Сегодня в Самарской области один аптечный объект приходится на 1800 человек, а с учетом получивших лицензию на фармдеятельность ФАП и ВОП – на 1350 человек. Конкуренция чрезвычайно высока.

Доля продажи безрецептурных препаратов в обороте аптек составляет около 70%. Разрешая их продажу в торговом ритейле, государство получит обратный эффект: физическая доступность рецептурных лекарственных препаратов снизится, т.к. часть полноценных аптек закроется, не выдержав конкуренции. Причем, первыми пострадают аптеки, осуществляющие социально значимые виды деятельности: изготовление лекарственных препаратов, отпуск наркотических, психотропных, сильнодействующих препаратов, бесплатных и льготных лекарств. Их рентабельность в настоящее время не превышает 1-2 %.

Просим учесть мнение профессионалов фармацевтической отрасли и надеемся на здравый смысл большинства депутатов Государственной Думы.

Л.И. Янкина, Президент общественной организации "Самарская областная фармацевтическая ассоциация", генеральный директор ООО «Аптека 245» 


ОБРАЩЕНИЕ ООО "Фарма" г.Курган

Информация о возможности утверждения Правительством РФ особого порядка продажи лекарственных препаратов через магазины вызвала у руководства нашей организации и рядовых сотрудников резкое отрицание. Даже с учетом того, что реализовываться в торговых сетях будут безрецептурные препараты, может привести к их бесконтрольному применению. Вырастет (и без того большое) количество людей занимающихся самолечением. В аптеках при реализации безрецептурных препаратов можно получить консультацию от специалиста о назначении препарата, способе применения, противопоказаниях и побочных явлениях, условиях хранения. Ведь далеко не каждый больной самостоятельно может разобраться с информацией, имеющейся в инструкции. В магазине получить такую консультацию будет невозможно.

Вызывает сомнение возможность соблюдения в торговых сетях соответствующих условий хранения лекарственных препаратов и контроля сроков годности.

Надеемся, что здравый смысл победит, и данное решение не будет принято.

Коллектив ООО «Фарма» (57 человек)


 

Пермская государственная фармацевтическая академия

Ученые Пермской государственной фармацевтической академии, обсудив эту проблему, считают недопустимым даже обсуждение этих вопросов, поскольку отпуск лекарственных препаратов в магазинах без консультационного сопровождения специалистом, имеющим фармацевтическое образование, может нести угрозу здоровья населению.

Обоснование:

1.              Нет ни одного лекарственного препарата (ЛП), прием которого не был бы сопряжен с риском для здоровья, а иногда и жизни пациента. Проведенный в академии анализ характеристик лекарственных препаратов безрецептурного отпуска (БРО) показал, что, несмотря на официальное отнесение того или иного ЛП  к  БРО, существует  потенциальная опасность для потребителя при его применении, т.к. большинство ЛП БРО имеют целый ряд серьезных противопоказаний и побочных действий.  (Так, более  30% ЛП БРО противопоказаны в период беременности и лактации; около 18% ЛП БРО нельзя применять в детском возрасте;  80%  могут вызвать реакции гиперчувствительности;  около 6% ЛП БРО нельзя использовать  «за рулем»;  пятая часть ЛП  могут вызвать нежелательные взаимодействия с другими распространенными ЛП, пищей, алкоголем и т.п. ).

2.              В силу специфических свойств большинства ЛП наблюдается:

·               зависимость между  возрастом и весом  больного, необходимой дозировкой ЛП и возможными эффектами от применения  лекарства

·               повышенный риск развития побочных реакций у отдельных категорий граждан   значительно выше, чем у обычных пациентов (пожилые люди, дети, беременные женщины, кормящие матери, больные с почечной, печеночной недостаточностью и др.)

·               нежелательные взаимодействия при одновременном применении.

 

Корректировка вышеперечисленных проблем возможна лишь при получении грамотной консультации специалистом аптечной организации и рациональном  применения ЛП с учетом полученных профессиональных рекомендаций.

3.              При отпуске любого ЛП (в т.ч. и БРО)  ОБЯЗАТЕЛЬНО НЕОБХОДИМА консультация специалиста с фармацевтическим образованием, которая должна включать определенный минимум информации, позволяющий снизить риск и минимизировать нежелательные эффекты при использовании  ЛП. В настоящее время содержание данной информации определено НД.  Согласно приказу МЗ РФ № 80 от 04.03.2003 « Об утверждении отраслевого стандарта Правила отпуска (реализации) ЛС в аптечных организация» п.2.5 одна из функций аптечной организации- «При отпуске лекарственных препаратов уполномоченный сотрудник аптечной организации информирует покупателя о правилах приема лекарственного препарата: режиме приема, разовой и суточной дозе, способе приема (с учетом приема пищи и пр.), правилах хранения. Ответы сотрудника должны быть профессиональными, грамотными, с соблюдением требований этики.».

 Абсолютно очевидно, что, не имея специальной профессиональной подготовки, осуществить данное требование невозможно.

4.              В соответствии с действующими Правилами продажи,  потребитель имеет право на достоверную информацию о товаре, в т.ч и о правилах и условиях эффективного и безопасного  его использования. Безусловно, ЛП – это специфический товар, а информация, представленная на упаковке ЛП и в инструкции по медицинскому применению,  не всегда доступна широкому кругу потребителей. Следует заметить, что, по данным проведенного исследования, лишь  менее 40% потребителей считают, что информация, представленная в инструкциях по медицинскому применению ЛП,  изложена доступным языком. Таким образом,   для адекватной трактовки данной информации необходимы профессиональные  знания, приобретаемые в специальных образовательных учреждениях  в течение нескольких лет.

5.              Более 100 стран (в т.ч. Россия) - участники программы ВОЗ по мониторингу безопасности лекарств, в рамках которой все ЛП, находящиеся в обращении на территории РФ,  подлежат мониторингу безопасности на всех этапах жизненного цикла с целью  непрерывного контроля нежелательных эффектов и других аспектов, связанных с безопасностью ЛС, которые уже находятся на рынке.  В случае возможности реализации некоторых ЛП вне аптечных организаций данные ЛП «выпадут» из данной системы.

6.              Специалистам известно, что большинство ЛС выпускаются под разными торговыми названиями, что  обязательно необходимо учитывать при приобретении и использовании ЛП. В противном случае, совместное применение одного и того же ЛП под разными торговыми названиями, может вызвать передозировку, вплоть до серьезных отравлений.

7.              В связи с появлением на фармацевтическом рынке недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных препаратов, аптечными организациями осуществляется отслеживание этой информации с целью изъятия их из оборота и передачи для уничтожения специализированной организации. Весьма сомнительно, что торговыми сетями будет проводиться такая работа.

В заключение следует отметить, что не случайно фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

 К тому же в настоящее время торговые сети вполне легально могут открывать в своих магазинах аптечные киоски и, получив лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами безрецептурного отпуска и другими товарами аптечного ассортимента, соблюдая необходимые установленные требования к осуществлению этой деятельности.  




аптеки ЗАТО г.Фокино, Приморский  край

Уважаемый,  Дмитрий Анатольевич!

Речь, как мы поняли, идет о создании особых условий для реализации в розницу ЛС в торговых сетях, но при этом для торговых сетей не подразумеваются соблюдение фармацевтического порядка и лицензионных требований, а также наличие сертифицированных специалистов.

Считаем, что утверждение нового порядка реализации отдельных ЛС в торговых сетях, если он будет принят Правительством РФ, принесёт больше вреда, чем пользы.

Любое лекарственное средство это не просто товар, а активное средство, воздействующее на организм человека, влияющее на его здоровье, самочувствие, а также нуждающееся в соблюдении целого ряда требований, в том числе условий хранения

Если предположить, что супермаркет станет торговать самыми ходовыми, востребованными ЛС (противопростудными, жаропонижающими, от пищевых отравлений и т.д.) то это неизбежно отразится на нашем аптечном бизнесе. Причем речь пойдёт не просто о снижении доходности, а о прекращении деятельности ввиду отсутствия рентабельности бизнеса.

Объём продаж безрецептурных ходовых и востребованных ЛС составляет в обороте нашей аптеке до 60%. Оставшиеся 40% оборота приходятся на дорогие, рецептурные, но, тем не менее, жизненно важные и необходимые ЛС. Напомню, что продажа этих жизненно важных и необходимых ЛС требует наличие сертифицированных специалистов и соответствие помещения лицензионным требования и условиям.

В случае если жители города будут покупать ходовые и востребованные ЛС в супермаркете, то аптека останется без прибыли, последует её закрытие и тогда она уже не сможет оказывать лекарственную помощь онкологическим больным, детям до года, больным с психиатрическими патологиями, диабетикам и пр.пр.

Все то же самое можно сказать и про другие шесть аптек в ЗАТО г.Фокино. С коллегами по аптечному бизнесу в ЗАТО г.Фокино у нас сложились ровные, дружественные и бесконфликтные отношения. К слову сказать, они также возмущены и негодуют относительно идеи реализации отдельных ЛС в торговых сетях.

Добавлю, что аптеки в нашем городе расположены равномерно по улицам и жилым микрорайонам. От любого жилого дома аптека находится в шаговой доступности. В случае закрытия ряда аптек жителям города придется пользоваться услугами такси или личным автотранспортом, поскольку лекарственная помощь может оказаться физически недоступной.

Нашей стране ещё очень рано перенимать зарубежный опыт в данном  вопросе.  За границей  действуют совершенно другие модели системы здравоохранения, лекарственного страхования, и подавляющее большинство лекарств подлежит рецептурному отпуску. Кроме того, на Западе создаются отлаженные системы электронного взаимодействия: врач – провизор – страховая компания.  У нас такой схемы нет даже в проекте.

В этом вопросе необходима оценка экспертов и она есть!!! Эксперты утверждают, что лекарства, без разницы являются они безрецептурными или рецептурными, должны продаваться только в специализированных помещениях, где созданы необходимые условия доставки и хранения препаратов, строго исполняются все государственные стандарты, где можно в любой момент получить квалифицированную консультацию о правилах приема лекарства, противопоказаниях и побочных эффектах. В ином случае люди получат возможность покупать медикаменты без консультации с фармацевтом и многие могут новой «услугой» воспользоваться. Последствия такого шага вряд ли будут положительными. Известно, что в странах с высоким уровнем потребления лекарств осложнения от чрезмерной или неправильной лекарственной терапии занимают высокие места в структуре смертности.

Помимо вышеперечисленных аргументов есть ещё один: вырастет цена таких лекарств, т.к. необходимо будет обеспечить наличие в торговом зале специалиста с фармацевтическим образованием, а также предоставить покупателю возможность получить необходимые информационные материалы. Следует обеспечить соблюдение стандартных условий транспортировки и хранения медикаментов. Станет ли после соблюдения этих условий стоимость лекарства в магазине ниже, чем в аптеке? Нет. Ведь содержание профессионального штата сотрудников и затраты на транспортировку, хранение и покупку дополнительного оборудования – все это будет включено в конечную цену препарата»

Лично меня пугает, что продавцы газет получат возможность продавать лекарства.

Принимая во внимание вышеизложенное прошу Вас при рассмотрении вопроса о возможности реализации отдельных ЛС в торговых сетях проявить государственную мудрость, дальновидность и учитывать интересы рядовых потребителей, а также аптечных организаций.

Генеральный директор ООО "ДАРА-ДВ"


ОБРАЩЕНИЕ ООО "Долголетие" Председателю Правительства РФ г-ну Медведеву Д.А., Первому заместителю г-ну Шувалову И.И.

Мы, как профессиональная организация  считаем такой подход недопустимым, так как это в первую очередь инициатива, направленная против наших потребителей (ощущение истребления нации). Фармацевтическая деятельность в России, как и в других странах жестко регламентируется государством.

Организация может осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами только при наличии  лицензии, главными условиями лицензирования являются, наличие сертифицированных специалистов и соответствие помещения, на которой планируется осуществлять фармацевтическую деятельность лицензионным требованиям и условиям.

Бесконтрольная продажа лекарственных препаратов может привести к их злоупотреблениям и отравлениям. По данным НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского  в структуре острых отравлений лекарственные средства стоят  на втором месте после алкоголя и его суррогатов. Сложности самостоятельного прочтения   инструкции по применению ЛС, схожесть наименований и внешнего вида упаковок лекарственных препаратов может привести к их ошибочному применению. Особенно пострадает детское население, которое бесконтрольно употребляет витамины. Например: аскорбиновую кислоту, побочными эффектами которой при применении больших доз возможно угнетение функции инсулярного аппарата поджелудочной железы, нарушении функции почек; и т.д. и это не весь список. Многие пожилые люди тоже склонны употреблять неконтролируемо лекарственные препараты, если в аптеке об побочных эффектах их может предупредить специалист с высшим или средним образованием, то кто это будет делать в торговых сетях? Продавец, который за частую ни имеет никакого образования.

Еще один важный момент с точки зрения безопасности потребителя - тонкая граница между рецептурными и безрецептурными лекарственными средствами: индивидуальная непереносимость лекарств, самостоятельное увеличение дозировки при отсутствии эффекта, неправильное хранение препаратов в домашних условиях могут привести к необратимым последствиям для здоровья пациента. Поэтому фармацевтическое образование в нашей стране приравнено к медицинским специальностям, особое внимание в учебной программе уделяется  квалификации фармацевтических работников, оказывающих консультации при ответственном самолечении, совместном применении различных групп лекарственных средств и т.п.

В случае разрешения продажи лекарственных препаратов, разрешенных к отпуску без рецепта в торговых сетях, для онкологических больных, детей до года, больных с психическими патологиями лекарственная помощь окажется физически недоступной, так как  многие аптечные организации окажутся на грани банкротства, особенно те, которые выполняют социальные функции: обеспечение определенных категорий больных наркотическими средствами и психотропными веществами, изготовление лекарственных средств по индивидуальным прописям врачей.

Объем продаж безрецептурных лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента составляет в обороте аптек до 70% и является  основным источником прибыли аптеки, за счет которых аптечная организация покрывает прямые убытки от социальных функций.  Закрытие полноценных аптек приведет к снижению физической доступности многих специфических лекарственных препаратов для потребителей, страдающих серьёзными недугами, что вызовет  крайне негативную реакцию населения.

Кроме прочего, закрытие аптек неминуемо приведет  к увольнению огромного числа аптечных работников, потребуется закрытие учебных заведений готовящих специалистов фармацевтического профиля, за ненужностью специалистов. Еще одной важной особенностью обращения лекарственных средств является обеспечение контролируемых условий хранения и контроль сроков годности. Зачастую в магазинах продукты питания хранятся с нарушением обязательных условий хранения, допускается «перебивка» сроков хранения. В случаях с ЛП эти действия могут нести потенциальную угрозу здоровью потребителей.


 

 

На IV Ежегодной Всероссийской конференции «Государственное регулирование в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий «ФармМедОбращение 2012», организованной Росздравнадзором и Министерством здравоохранения РФ в докладе «О задачах Росздравнадзора по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в здравоохранении» руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Е.А.Тельнова  констатировала :

«При этом нельзя не остановиться на проблемах по вопросам контроля качества лекарственных средств, требующих  решения.

На сегодняшний день закреплено, что контроль качества лекарственных средств может осуществляться только в рамках того же Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора», в соответствии с которым проведение  внеплановых выездных проверок  требует согласования с прокуратурой  и уведомление субъектов обращения лекарственных средств не менее чем за сутки до проведения внеплановой проверки.

Это создает благоприятные условия для сокрытия подлежащих изъятию лекарственных средств недобросовестными участниками фармацевтического рынка и препятствует выявлению недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств, и только очень ленивые этим не воспользуются.

В тоже время, положения Федерального закона от 26.12.2008   №294-ФЗ ограничивают несколькими часами период проведения мероприятий в бюджетных организациях, объектах среднего и малого бизнеса, к которым относится большинство аптечных организаций.

Это обуславливает невозможность отбора образцов лекарственных средств и проведение экспертизы их качества в целях государственного контроля в более чем 60% аптечных организаций, и вывод из-под сферы государственного контроля лекарственных средств, реализуемых субъектами среднего и малого бизнеса.

Вышеназванные причины, по мнению Росздравнадзора, обуславливают необходимость принятия мер по законодательному регулированию контроля качества лекарственных средств при гражданском обороте.

В первую очередь, требуется разработка и утверждение предусмотренного п. 3 статьи 9 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ Порядка федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств, в котором были бы определены формы государственного надзора, включая формы государственного контроля качества лекарственных средств.

Одновременно, целесообразно внести изменения в статью 1 (п.4) Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ,  включив государственный контроль качества лекарственных средств в перечень видов государственного контроля (надзора), особенности организации проверок в рамках которого могут устанавливаться другими федеральными законами».

До тех пор, пока государство не решит вопросы, указанные руководителем Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, вопрос о возможности реализации отдельных лекарственных средств в торговых сетях не должен никогда и никем рассматриваться. Как только государство наведет порядок с обращением лекарственных препаратов для медицинского применения, и об этом сообщит Росздравнадзор в своем докладе, тогда вопрос может быть предложен к обсуждению. И должен быть тогда отклонен, по-моему мнению, из-за специфичности лекартвенных средств, как товара. Ничто и никто не может помешать торговым предприятиям открывать полноценные аптечные организации в своих торговых заведениях .

зам. директора-провизор ООО «Рифарм Челябинск"


 

ОБРАЩЕНИЕ ООО "Долголетие" 

Мы, как профессиональная организация  считаем такой подход недопустимым, так как это в первую очередь инициатива, направленная против наших потребителей (ощущение истребления нации). Фармацевтическая деятельность в России, как и в других странах жестко регламентируется государством.

Организация может осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами только при наличии  лицензии, главными условиями лицензирования являются, наличие сертифицированных специалистов и соответствие помещения, на которой планируется осуществлять фармацевтическую деятельность лицензионным требованиям и условиям.

Бесконтрольная продажа лекарственных препаратов может привести к их злоупотреблениям и отравлениям. По данным НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского  в структуре острых отравлений лекарственные средства стоят  на втором месте после алкоголя и его суррогатов. Сложности самостоятельного прочтения   инструкции по применению ЛС, схожесть наименований и внешнего вида упаковок лекарственных препаратов может привести к их ошибочному применению. Особенно пострадает детское население, которое бесконтрольно употребляет витамины. Например: аскорбиновую кислоту, побочными эффектами которой при применении больших доз возможно угнетение функции инсулярного аппарата поджелудочной железы, нарушении функции почек; и т.д. и это не весь список. Многие пожилые люди тоже склонны употреблять неконтролируемо лекарственные препараты, если в аптеке об побочных эффектах их может предупредить специалист с высшим или средним образованием, то кто это будет делать в торговых сетях? Продавец, который за частую ни имеет никакого образования.

Еще один важный момент с точки зрения безопасности потребителя - тонкая граница между рецептурными и безрецептурными лекарственными средствами: индивидуальная непереносимость лекарств, самостоятельное увеличение дозировки при отсутствии эффекта, неправильное хранение препаратов в домашних условиях могут привести к необратимым последствиям для здоровья пациента. Поэтому фармацевтическое образование в нашей стране приравнено к медицинским специальностям, особое внимание в учебной программе уделяется  квалификации фармацевтических работников, оказывающих консультации при ответственном самолечении, совместном применении различных групп лекарственных средств и т.п.

В случае разрешения продажи лекарственных препаратов, разрешенных к отпуску без рецепта в торговых сетях, для онкологических больных, детей до года, больных с психическими патологиями лекарственная помощь окажется физически недоступной, так как  многие аптечные организации окажутся на грани банкротства, особенно те, которые выполняют социальные функции: обеспечение определенных категорий больных наркотическими средствами и психотропными веществами, изготовление лекарственных средств по индивидуальным прописям врачей.

Объем продаж безрецептурных лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента составляет в обороте аптек до 70% и является  основным источником прибыли аптеки, за счет которых аптечная организация покрывает прямые убытки от социальных функций.  Закрытие полноценных аптек приведет к снижению физической доступности многих специфических лекарственных препаратов для потребителей, страдающих серьёзными недугами, что вызовет  крайне негативную реакцию населения.

 

Кроме прочего, закрытие аптек неминуемо приведет  к увольнению огромного числа аптечных работников, потребуется закрытие учебных заведений готовящих специалистов фармацевтического профиля, за ненужностью специалистов.

Еще одной важной особенностью обращения лекарственных средств является обеспечение контролируемых условий хранения и контроль сроков годности. Зачастую в магазинах продукты питания хранятся с нарушением обязательных условий хранения, допускается «перебивка» сроков хранения. В случаях с ЛП эти действия могут нести потенциальную угрозу здоровью потребителей.

Если  инициатива торговых сетей  по продаже ЛП в торговых сетях получит поддержку, потребуются  изменения в большом количестве законодательных и нормативно-правовых документов. Ниже приведены лишь некоторые из них:

  1. Закон об Обращении лекарственных средств.
  2. Закон об Основах охраны здоровья граждан РФ.
  3. Закон о лицензировании отдельных видов деятельности.
  4. Положение о лицензировании фармацевтической деятельности.
  5. Положение об уничтожении лекарственных средств.
  6. Правила розничной торговли лекарственными препаратами и т. д.

Надеемся на разумное решение в этом вопросе.


 

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! В последнее время все чаще обсуждается вопрос о продаже безрецептурных лекарственных препаратов через торговые сети. Конечно, мы понимаем, что торговые сети имеют достаточно сильное лобби и ресурсы для положительного решения этого вопроса, но ведь речь идет о здоровье и жизни людей. Со стороны торговых сетей высказывается только один довод: рост конкуренции и снижение стоимости лек.препаратов. Но поверьте это не так. В нашем небольшом городке аптек не мало и соответственно есть конкуренция. И бездумно завышать цены на лекарства нет никокого смысла. Наша аптечная сеть не нарушает законы о ценообразовании(немалая часть безрецепт.препаратов является ЖВ) т.к  знаем, что за это мы можем потерять все: лицензию, работу, доходы. 
Если Вы примите такое решение страшно подумать,что будет. Аптеки станут магазинами и будут продавать безрецептуру, бады и колбасу. Это же ужас! Мы Вас умоляем не допустите очередного беспредела в фарм.обществе. Прислушайтесь к мнению тех, кто непосредственно работает в фармации. 

Провизор


Моя позиция по данному вопросу следующая: категорически против продажи БАДов и безрецептурных препаратов в супермаркетах. Во-первых, это небезопасно с точки зрения здоровья наших граждан. Магазины не могут разобраться со своими продуктами (куча просроченного и некачественного товара). во-вторых, это сломает весь фармацевтический рынок и фарм порядок, систему менеджмента качества. В-третьих , это приведет к закрытию аптек, люди с высшим образованием окажутся без работы, без профессии, а для кого -то она любимая и является частью его жизни. Прежде , чем принимать такие решения давайте думать  о людях, ведь люди- это главные ресурсы любого государства.

Провизор